Житие Авраамия Смоленского

XIII в.
Краткое содержание книги
Читается за 4 мин

Житие и терпение препо­доб­ного отца нашего Авра­амия, просве­тив­ше­гося во многом терпении, нового чудо­творца среди святых города Смоленска.

У право­верных и благо­че­стивых роди­телей Авра­амия — двена­дцать дочерей, они же молят Бога даро­вать им сына, что и свер­ша­ется по Божьему промыслу. Когда на восьмой день после рождения ребёнка относят в церковь, чтобы дать ему имя, пресвитер очами сердца прозре­вает, что это дитя посвятит себя Богу. В отро­че­стве Авра­амий ревностно учится и любит слушать церковное пение, а в юности его любимым чтением стано­вятся жития святых и бого­вдох­но­венные книги. Когда его роди­тели умирают, оставив ему большое наслед­ство, он раздаёт всё богат­ство нищим, вдовам и сиротам, чтобы отре­шиться от земных благ и предать себя одному только Богу. Он уходит из города в место, назы­ва­емое Селище, и постри­га­ется в монахи в мона­стыре Святой Бого­ро­дицы. Из книг он больше всего любит читать поучения Ефрема Сирина и Иоанна Злато­уста и проводит дни и ночи в непре­станном бодр­ство­вании, посте и молитве.

Игумен, видя его смирение и усердие, испы­ты­вает его и принуж­дает Авра­амия принять священ­ни­че­ский сан. Авра­амий совер­шает боже­ственную литургию, не пропуская ни одного дня, и многие люди из города, где он родился и вырос, приходят, чтобы послу­шать его. Однако дьявол, который видит, что греш­ники под влия­нием Авра­амия раска­и­ва­ются, решает его погу­бить, восполь­зо­вав­шись разно­гла­сиями среди священ­ников и иноков, ибо одни считают его правед­ником, другие же боятся утра­тить своё влияние на паству из-за распро­стра­нения учения Авра­амия. Самого игумена вводят в заблуж­дение, и он отлу­чает Авра­амия и запре­щает ему поучать народ.

Авра­амий возвра­ща­ется в город и живёт в мона­стыре Чест­ного Креста. Но и туда стека­ются люди, которые жаждут услы­шать Авра­амия, ибо он мог так истол­ко­вать Писание, что даже самые тёмные и несве­дущие пони­мают всё, им сказанное. Враг рода чело­ве­че­ского, посрам­лённый силой веры Авра­амия и его смире­нием, явля­ется ему ночью и днём в разных устра­ша­ющих образах, мучает и изби­вает его. Войдя в сердца бесчинных, дьявол внушает им нена­висть к Авра­амию, и многие священ­ники и игумены по наущению врага начи­нают клеве­тать на блажен­ного, называя его еретиком и блуд­ником.

Авра­амия хватают и ведут на суди­лище, но Бог смяг­чает сердце власти­телям, и те не находят в нём никакой вины. Однако обви­ни­тели Авра­амия продол­жают оскорб­лять его, и епископ, чтобы удалить его из города и прекра­тить распрю, посы­лает его в тот мона­стырь, в котором Авра­амий постригся в монахи, но запре­щает служить боже­ственную литургию. К Авра­амию никого не пускают и даже пристав­ляют страж­ников. Тогда блаженный Лазарь, который был тогда ещё священ­ником, приходит к епископу Игнатию и говорит ему, что город поразит великая беда, если он и все, кто пресле­довал Авра­амия, не раска­ются. Блаженный Игнатий внимает совету Лазаря и запре­щает поно­сить и оскорб­лять Авра­амия.

Пред­ска­занное блаженным Лазарем сбыва­ется: высы­хает земля, и сады, и нивы и ни капли дождя не падает с неба. Блаженный Игнатий с бого­бо­яз­нен­ными игуме­нами и клиром, а также все жители города молят Бога, чтобы тот поми­ловал народ свой и послал на землю дождь.

Но засуха продол­жа­ется. Тогда один священник, кото­рому Бог вложил в сердце мысль об Авра­амии, приходит к епископу Игнатию и спра­ши­вает у него, не из-за гонений ли на Авра­амия Бог наказал их засухой? Епископ призы­вает к себе Авра­амия и, выяснив, что все обви­нения, возво­димые на него, лживы, снимает с него запрет на совер­шение боже­ственной литургии и просит, чтобы Авра­амий помо­лился Богу о спасении от засухи. По молитве Авра­амия Бог тотчас же посы­лает на землю дождь. Блаженный Игнатий назна­чает Авра­амия игуменом вновь осно­ван­ного мона­стыря пресвятой Бого­ро­дицы, и люди снова приходят к нему за советом и поуче­нием, и многие просятся к нему в мона­стырь иноками. Однако Авра­амий, зная тяготы и иску­шения мона­ше­ской жизни, берёт не всех и долго испы­ты­вает того, кто желает стать у него послуш­ником.

Так в течение пяти­де­сяти лет — до самой смерти — пребы­вает Авра­амий в подвиге, с юности помышляя лишь об одном: как угодить Господу нашему Иисусу Христу.  Пересказала А. В. Вигилянская

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.
Рассказать друзьям:
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.
Что непонятно? Что упущено? Что можно улучшить? Все отзывы читаем, публикуем только полезные и интересные.